Из методического пособия для начинающих предпринимателей «Основы предпринимательской деятельности», разработанного АО «Казагромаркетинг» в рамках государственной поддержки развития предпринимательства по второму направлению Программы занятости - 2020

 
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
 
1. Что такое бизнес–план
 
При создании успешного бизнеса нужно учесть множество нюансов. Конечно, как и любая другая деятельность, бизнес предполагает наличие своеобразного плана, в который нужно включить цели вашей деятельности. Другими словами вы должны понимать для чего вы создаете бизнес, в какой области собираетесь начинать свою деятельность.
Дальше нужно понять, как вы собираетесь выполнять поставленные задачи. Изучить рынок и возможных конкурентов сделать правильные выводы и понять свои преимущества перед ними для того, чтобы видеть каким образом станет возможным снизить риск, при котором ваша продукция или услуги станут по каким-то причинам невостребованными.
Бизнес-план – это полное описание Вашего будущего бизнеса с разных сторон. В бизнес-плане необходимо рассказать об идее бизнеса, провести финансовый анализ, создать маркетинговый план и план по персоналу. И тогда картина собственного предпринимательства станет ясной и четкой. 
Бизнес-план нужен не только тем, кто только начинает свой бизнес, но и тем, кто хочет расширить уже существующий либо изменить вид деятельности предприятия.
Но какова бы не была причина, по которой было принято решение создать план, нужно понимать, что это очень важный документ, от которого напрямую зависит будущее вашего проекта.
Бизнес-план нужен и Вам, и Вашим потенциальным партнерам по бизнесу, и банку, в который Вы намерены обратиться за кредитом для Вашего дела. 
Существует несколько различных причин, которые определяют содержание бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен: 
Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль, который отвечает на вопросы:
Что необходимо для открытия дела? 
Достаточно ли реалистична идея?
Бизнес-план для получения кредита. Как правило, банки требуют от предпринимателей бизнес-план для решения о выдаче (или не выдаче) кредита. 
Бизнес-план для привлечения средств инвесторов. Инвесторами могут выступить частные лица (в том числе друзья или родственники) или юридические лица. Для того, чтобы доказать им, что стоит вложиться в Ваш бизнес, бизнес-план может быть весьма полезен. 
Бизнес-план для совместного предприятия с местным или иностранным партнером. Грамотный бизнес-план дает уверенность партнеру в серьезности вашего дела. 
Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. Обычно трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы. 
Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности. 
 
2. Разделы бизнес-плана
 
Прежде всего, начинающему предпринимателю надо решить, чем именно он займется. 
Первое правило бизнес-планирования - четко определить цель разработки бизнес-плана. 
Бизнес-план важен для того, чтобы четко описать вашу будущую предпринимательскую деятельность. Это нужно делать для того, чтобы потенциальные кредиторы могли достаточно полно представлять какую платежеспособность имеет ваш бизнес в перспективе, а значит понять, как быстро они смогут вернуть свои деньги. А это очень важно.
Для того чтобы, оценить свою бизнес-идею, предпринимателю необходимо ответить на следующие вопросы: 
3. Нужно ли это рынку?
4. Захотят ли это покупать?
5. Кто Ваши покупатели? Каковы их пол, возраст, образование, место жительства и т.д.?
6. Смогут ли они покупать Ваш продукт в достаточном объеме?
7. Конкурентоспособно ли это? Нет ли большого количества конкурентов, которые реализуют подобную идею? Как Вы у них выиграете?
8. Сможете ли Вы это осуществить?
9. Выгодно ли это Вам?
Предпринимателю стоит хорошо себе представить, кто будет его клиентом. 
Для этого ему надо ответить на следующие вопросы: 
1. Кто является потенциальными моими клиентами?
2. Где находятся мои клиенты?
3. Что ценят мои клиенты?
4. Достаточное ли их количество, чтобы обеспечить мне необходимый поток денег?
5. Месторасположение моего бизнеса?
6. Что я буду делать, чтобы увеличить объем продаж?
На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют размеры бизнеса и объемы финансовых нужд. Чем более масштабным является проект, чем больше инвестиций он требует, тем шире должен быть круг изучаемых вопросов, тем более четкими и обоснованными должны быть соответствующие расчеты. Нет каких-то строгих шаблонов для написания бизнес-плана, главным критерием в этом деле есть простота, доступная форма и аккуратное оформление, ведь в какой-то мере – это лицо предпринимателя.
Помимо описания общих понятий о планируемом проекте важным будет уделить особое внимание хотя бы приблизительным расчетам окупаемости.
Не стоит думать, что бизнес-план нужен только на первоначальных этапах построения вашего бизнеса. Вполне возможно, что банк или инвестор со временем захочет повторно ознакомиться с некоторыми пунктами вашего плана. Поэтому, очень важно, чтобы документ был разделен на разделы, а сам документ был доступным и понятным для упрощения поиска нужной информации.
Современный бизнес-план состоит из следующих основных разделов и элементов: 
Титульный лист - содержит основные данные о фирме, наименование бизнеса. 
Резюме - в этом разделе содержится краткая характеристика бизнес-плана, его основные параметры: сущность идеи, цель, основные направления, в которых вы будете действовать, характеристика отрасли. Форма собственности фирмы. Имена и адреса учредителей, стоимость проекта, потребности в финансах. 
Характеристика товара (услуги), технология его производства. Структура полного описания товара (услуги), который вы собираетесь производить: характеристики, отличия от товаров конкурентов, защищен ли авторскими свидетельствами (патентами), упаковка, сервисное обслуживание, ориентировочная цена, планируемые объемы выпуска и сбыта, общие затраты на проект. Очень важно подчеркнуть уникальность и отличительные особенности продукции и услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее потребностям покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции. 
Маркетинг и сбытовая политика – сведения о рынке сбыта нового продукта/услуги. 
Оценка сегмента потенциальных покупателей по следующим показателям: качество, цена, срок гарантии, послепродажное (гарантийное и послегарантийное) обслуживание покупателей, система продаж, прогноз реальных объемов реализации товара. Первичный мониторинг основных конкурентов и характеристик их товара. Углубленное изучение конкурентов. Перспективы рынка. 
Определение конкурентоспособности Вашего товара (услуги): 
- анализ крупнейших производителей аналогичного товара, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента, модельный ряд и периодичность его обновления; величина доходов; система сервисного обслуживания; реклама: затраты, эффективность, новинки.
- анализ товара (услуги): основные технические и эксплуатационные характеристики; уровень качества и надежности; оценка потребителей; соотношение цен товаров у основных конкурентов на аналогичную продукцию, особенности ценовой политики основных конкурентов.
Необходимо показать, что ваша продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей (в сравнении с конкурирующей продукцией).  
План производства – этот раздел должен содержать описание технологии производства продукта, расчет его себестоимости. План производства товара - вновь создаваемое производство или действующее. Размещение помещений, оборудования.  Источники закупки исходного сырья, полуфабрикатов, комплектующих. Формы кооперации и надежность партнеров-поставщиков (имидж, качество, дисциплина поставок). 
Если создаваемый бизнес относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: организация выпуска продукции, осуществление контроля над производственными процессами, контроль основных элементов стоимости продукции. Издержки производства и пути их минимизации. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название, адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. 
По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы о том, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции. 
Организационный план (управленческий персонал). 
Штатно-должностное расписание. Способы привлечения специалистов. Краткие должностные инструкции с перечнем основных обязанностей. Система оплаты и стимулирование. Планирование количества персонала и состав персонала. Обучение и подготовка кадров. Также рассматриваются вопросы руководства предприятием, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого его члена. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом. 
Финансовый план – описание инвестиционных затрат по проекту, доходной и расходной частей проекта, налоговые выплаты. Источники и формы привлечения средств. Расчеты возврата заемных средств. 
Себестоимость продукции, объемы продаж, прибыль. Финансовый план составляется на 3-5 лет, баланс доходов и расходов по временному фактору, прогноз баланса на первый год. Расчеты достижения безубыточности. 
Риски проекта – в этом разделе бизнес-плана описываются все возможные риски, с которыми может столкнуться проект; методы управления рисками. 
Риск замедленного выхода на проектную производительность. Это нужно для того, чтобы их предупредить или подготовиться к ним, а если они возникли, безболезненно справиться с ними. Предпринимателю стоит учитывать следующие риски: 
Финансовые. Эти риски могут быть связаны с: инфляцией; кредитами; неоплатой клиентами; изменением курса валют.
Операционные риски, которые могут возникнуть в процессе производства.  
Экологические.
Социальные. Могут быть связаны с тем, что те, кто живет или работает около месторасположения бизнеса, будут недовольны этим соседством. 
Криминальные. Риск нарушения законодательства (например, налоговый кодекс), риск приведения криминальных действий по отношению к предпринимателю. 
Репутационные. Риск потери собственной репутации. 
Маркетинговые. Риски, связанные с изменениями предпочтений клиентов или обострением конкурентной борьбы. 
Приложения необходимы для дополнения бизнес-плана убедительной информацией.  Часто для потенциальных партнеров или инвесторов в качестве подтверждения фактов и выводов, изложенных в бизнес-плане, необходимо приложить документы. Это могут быть копии контрактов, лицензии, прайс-листы поставщиков и конкурентов, статистические материалы, данные исследований как научных, так и маркетинговых и др.