Из методического пособия для начинающих предпринимателей «Основы предпринимательской деятельности», разработанного АО «Казагромаркетинг» в рамках государственной поддержки развития предпринимательства по второму направлению Программы занятости - 2020

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1. Порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Налоговые органы производят постановку физического лица на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя, в течение 3 рабочих дней со дня получения налогового заявления физического лица.

Процедура регистрации

Процедура регистрации индивидуального предпринимателя предельно проста и производится в одном месте – налоговыми органами.

Для государственной регистрации индивидуальный предприниматель представляет:

заявление по установленной форме;

квитанцию об оплате суммы сбора за государственную регистрацию в размере 2 МРП;

копию документа, удостоверяющего личность, с предъявлением оригинала;

фотографию размером 3,5 х 4,5 сантиметра;

документ, подтверждающий место нахождения индивидуального предпринимателя, которым может быть книга регистрации граждан или документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или пользования им (договор купли-продажи, аренды и т.п.).

Единственным документом, подтверждающим статус индивидуального предпринимателя, является свидетельство о государственной регистрации.

После государственной регистрации в качестве индивидуального предприниматель может по желанию заказать себе печать. В случае, если он намерен открыть счет в банке, то ему придется оплатить услуги за нотариальное удостоверение образцов подписи в банковской карточке (от 150 тенге за карточку, до 4 карточек), а также за открытие счета, если в выбранном банке эта процедура платная.

Как встать на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика?

Электронная цифровая подпись налогоплательщика - это последовательность электронных цифровых символов, созданная средствами электронной цифровой подписи и подтверждающая достоверность электронного документа, его принадлежность налогоплательщику и неизменность содержания.

Встать на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика может физическое или юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве налогоплательщика РК.

«Электронный» налогоплательщик  должен получить электронную цифровую  подпись (криптографический ключ), для чего необходимо:

подать заявление об обмене электронными документами с налоговым органом (форма 009.00); 

заключить Соглашение с налоговым органом об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (форма 009.02); 

электронная цифровая подпись выдается на дискете при заключении Соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами; 

подача заявления, заключение Соглашения и получение электронной цифровой подписи осуществляется в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.

Налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня приема налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика выдает Вам: 

- электронный носитель информации с ключевым контейнером, содержащим электронную цифровую подпись;

- соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами. 

Вы вправе представить налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика для аннулирования электронной цифровой подписи или ее замены в налоговый орган по месту нахождения или жительства в случаях: 

- принятия решения об отказе от использования электронной цифровой подписи;

- окончания срока действия регистрационного свидетельства;

- утери электронного носителя информации с ключевым контейнером, содержащим электронную цифровую подпись;

- наличия повреждений, вызвавших нерабочее состояние электронного носителя информации с ключевым контейнером.

Аннулирование или замена электронной цифровой подписи производится налоговым органом не позднее 1 рабочего дня с даты подачи налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика для отказа от ключевого контейнера, содержащего электронную цифровую подпись, или его замены.

1. Особенности налогообложения малого бизнеса

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе патента;

3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

При переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через два календарных года применения общеустановленного порядка.

Специальный налоговый режим не вправе применять:

1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

2) филиалы, представительства юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества);

4) юридические лица, в которых доля участия других юрлиц составляет более 25%;

5) юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный налоговый режим не распространяется на следующие виды деятельности:

1) производство подакцизных товаров;

2) хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

3) реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

4) организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));

5) недропользование;

6) сбор и прием стеклопосуды;

7) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

8) консультационные услуги;

9) деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

10) финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

11) деятельность в области права, юстиции и правосудия.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Казахстана и за его пределами. Это значит что, налог будет у  уплачиваться Вами со всего дохода, без учета затрат, связанных с получением такого дохода. Поэтому необходимо понять, что Вам выгоднее – встать на налоговый учет по специальному налоговому режиму или общеустановленному режиму.

Например, у Вас есть небольшое предприятие, которое выпускает некоторую 

продукцию. Вы получаете доход от продажи продукции за квартал в размере 10 000 000 тенге. Но для получения этого дохода у вас ушло на материалы, коммунальные услуги, оплату труда работников и т.д. 9 000 000 тенге, и все это подтверждено документально, то: 

если вы выбрали специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, то Вы должны будете заплатить 3% от суммы дохода, т.е. 300 000 тенге (10 000 000 тенге х 3%);

если Вы выбрали общеустановленный режим, то Вы должны будете уплатить 10% от 1 000 000 тенге (10 000 000 – 9 000 000 тенге), т.е. 100 000 тенге. 

2. Специальные налоговые режимы для ИП

Для каких категорий предпринимателей специальные налоговые режимы? 

1) субъектов малого бизнеса, 

2) крестьянских (фермерских) хозяйств, 

3) юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции. 

Что представляет собой специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств? 

Предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Крестьянские (фермерские) хозяйства вправе самостоятельно выбрать Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств или общеустановленный порядок налогообложения.

 Для применения специального налогового режима крестьянские (фермерские) хозяйства в срок не позднее 20 февраля первого года применения данного вида налогового режима, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Непредставление налогоплательщиком заявления к указанному сроку считается его согласием осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке. 

Хозяйства, образованные после 20 февраля, представляют заявление на право применения специального налогового режима в день получения Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. 

При возникновении права на земельный участок после 20 февраля на территории другой административно-территориальной единицы крестьянское (фермерское) хозяйство представляет заявление на право применения специального налогового режима в налоговый орган в течение 30-ти календарных дней с момента постановки на регистрационный учет по месту нахождения данного земельного участка.

Налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, на которые не распространяется данный специальный налоговый режим, заявление на право применения специального налогового режима в случае возникновения права на земельный участок после 20 февраля представляется в налоговый орган также в течение 30-ти календарных дней с момента постановки на регистрационный учет по месту нахождения данного земельного участка.

При добровольном выходе при специального налогового режима хозяйство переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с периода, следующего за отчетным.

Выбранный режим налогообложения изменению в течение налогового периода не подлежит.

Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет: 

- индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим 

-  налога на добавленную стоимость - по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим 

-  земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим

-  налога на транспортные средства по объектам налогообложения в пределах нормативов потребности 

-  налога на имущество по объектам налогообложения в пределах нормативов потребности. 

Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год.

 Базой для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка. Исчисление единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 % к оценочной стоимости земельного участка. 

При осуществлении видов деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств, плательщики единого земельного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (включая начисление заработной платы), имущества (в том числе транспортных средств) и производить исчисление, представление налоговой отчетности и уплату соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по таким видам деятельности в общеустановленном порядке и (или) в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса. Также это применяется при получении имущественного дохода и прочих доходов, не облагаемых у источника выплаты.

 В чем состоит специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции? 

Определяются требования к налогоплательщикам для осуществления ими деятельности в специальном налоговом режиме для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, который предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе патента.

 Юридические лица, осуществляющие указанную деятельность, вправе самостоятельно выбрать специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции или общеустановленный порядок налогообложения.

  Выбранный режим налогообложения в течение налогового периода изменению не подлежит и предусматривает особый порядок исчисления:

- корпоративного подоходного налога, 

- налога на добавленную стоимость, 

- социального налога, 

- земельного налога, 

- платы за пользование земельными участками, 

- налога на имущество,

- налога на транспортные средства. 

 Специальный налоговый режим распространяется на:

1) деятельность юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции по:

- производству сельскохозяйственной продукции с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства; 

- производству продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом (начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

2) деятельность сельских потребительских кооперативов по:

- реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами - членами (пайщиками) данных кооперативов;

- переработке сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами - членами (пайщиками) данных кооперативов, и реализации продукции, полученной в результате переработки данной продукции.

 Специальный налоговый режим не распространяется на деятельность налогоплательщиков по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. 

3. Формы и сроки предоставления налоговой отчетности 

Налоговая отчетность составляется на бумажных и (или) электронных носителях на государственном или русском языках. 

Если Вы выбрали представление налоговой отчетности на бумажных носителях

Бланк формы налоговой отчетности должен соответствовать форме, утвержденной приказом уполномоченного государственного органа (Налоговый комитет Министерства финансов РК).

Бланки форм налоговой отчетности на бумажных носителях можно распечатать в черно-белом формате либо приобрести их в типографских организациях в местах специально отведенных для этого в зданиях налоговых органов.

Налоговая отчетность на бумажном носителе должна быть подписана налогоплательщиком, налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером) либо его уполномоченным представителем, а также заверена печатью налогоплательщика, налогового агента либо его уполномоченного представителя.

При явочном представлении налоговой отчетности прием осуществляется  в Центрах приема и обработки информации налоговых органов.

При приеме налоговой отчетности сотрудник Центра визуально проверяет правильность заполнения реквизитов в налоговой отчетности. После проставления сотрудником даты приема, входящего номера документа, фамилии, имени, отчества и подписи, второй экземпляр отчетности будет Вам возвращен.

Датой представления налоговой отчетности, представленной в явочном порядке, является дата приема документов налоговым органом.

Налоговая отчетность, направленная по почте, подлежит возврату в случае ее несоответствия установленным требованиям по представлению путем направления мотивированного отказа в письменной форме.

Налоговая отчетность, направленная по почте, считается представленной в срок, если она сдана через почтовую организацию или иную организацию связи до 24-х часов последнего дня срока, установленного для ее представления.

Если Вы выбрали представление налоговой отчетности в электронном виде

 «Электронный» налогоплательщик  должен получить электронную цифровую  подпись (криптографический ключ).

Программное обеспечение «Терминал налогоплательщика» установлено на компьютерном оборудовании налоговых органов и находится в свободном доступе для всех желающих.

На WEB-сайте http://www.salyk.kz/  размещено программное обеспечение для налогоплательщиков по заполнению и передаче форм налоговой отчетности с 2009 г. по 2012 г.

А также отчеты можно заполнить и сдать через веб портал http://cabinet.salyk.kz/sonowebinfo/

Налоговая отчетность на магнитных носителях с электронной цифровой подписью представляется в Центры приема и обработки информации налоговых органов. 

Уведомление/подтверждение о представлении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности при представлении ее в электронном виде вы получите:

посредством информационных систем  - при направлении отчетности через СГДС либо «Терминал налогоплательщика»;

от работника Центра приема и обработки информации - при представлении отчетности на магнитных носителях с ЭЦП.

Уведомление можно также получить, обратившись в Центр приема и обработки информации налогового органа, куда направлена налоговая отчетность.

При приеме налоговым органом налоговой отчетности, представленной в электронном виде, датой представления налоговой отчетности является дата статуса «Доставлено на узел СГДС», указанная в уведомлении/подтверждении о представлении налоговой отчетности в электронном виде.

Не представленной в налоговый орган считается налоговая отчетность, если в ней не указан либо неверно указан регистрационный номер налогоплательщика, не указан налоговый период, нарушены требования относительно подписи и заверения налоговой отчетности, нарушена структура электронного формата, установленного НК МФ РК.

Налоговая отчетность ИП, работающих в общеустановленном режиме

Индивидуальный предприниматель по общеустановленному порядку ежеквартально представляет следующие формы налоговой отчетности:

1. Форма 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу»;

2. Форма 201.00 «Расчет по исчисленным, удержанным (начисленным) и перечисленным суммам обязательных пенсионных взносов, начисленным и перечисленным суммам социальных отчислений в ГФСС».

Если индивидуальный предприниматель является плательщиком налога на добавленную стоимость, то также ежеквартально представляет форму 300.00 «Декларация по налогу на добавленную стоимость».

Указанные виды налоговой отчетности представляются в Налоговые органы по месту нахождения не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Кроме того, ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (календарный год) представляется форма 220.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу».

Налоговая отчетность ИП, работающих в специальном налоговом режиме (СНР) на основе упрощенной декларации

Индивидуальный предприниматель по СНР на основе упрощенной декларации ежеквартально представляет налоговую отчетность по форме 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса».

Если индивидуальный предприниматель является плательщиком налога на добавленную стоимость, то также ежеквартально представляет форму 300.00 «Декларация по налогу на добавленную стоимость».

Указанные виды налоговой отчетности представляются в Налоговые органы по месту нахождения не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Ниже представлен Налоговый календарь для налогоплательщиков, осуществляющих расчёты с бюджетом на основании следующих специальных налоговых режимов:

1. Cпециальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса включает: 

o специальный налоговый режим на основе патента;

o специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (далее - УД);

ФЕВРАЛЬ 

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

15

УД

УД по форме 910.00

4 квартал 2012 года

25

ИПН, СО, ОПВ

Платежи сумм ИПН, удерживаемого у источника выплаты, СО, ОПВ

4 квартал 2012 года

 

МАЙ 

Отчетность

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

Законодательное обоснование отчетности или платежа

15

УД

УД по форме 910.00

1 квартал 2013 года

п. 1 ст. 437 НК

Платежи

27

ИПН, СО, ОПВ

Платежи сумм ИПН, удерживаемого у источника выплаты, СО, ОПВ

1 квартал 2013 года

п. 2 ст. 437, ст. 438 НК

 

АВГУСТ 

Отчетность

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

Законодательное обоснование отчетности или платежа

15

УД

УД по форме 910.00

2 квартал 2013 года

п. 1 ст. 437 НК

Платежи

26

ИПН, СО, ОПВ

Платежи сумм ИПН, удерживаемого у источника выплаты, СО, ОПВ

2 квартал 2013 года

п. 2 ст. 437, ст. 438 НК

 

НОЯБРЬ

Отчетность

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

Законодательное обоснование отчетности или платежа

15

УД

УД по форме 910.00

3 квартал 2013 года

п. 1 ст. 437 НК

Платежи

25

ИПН, СО, ОПВ

Платежи сумм ИПН, удерживаемого у источника выплаты, СО, ОПВ

3 квартал 2013 года

п.2 ст. 437, ст.438 НК

 

2. Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога

Когда производится оплата налога?

Уплата единого земельного налога, социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты,  платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников, платы за эмиссии в окружающую среду, социальных отчислений, перечисление обязательных пенсионных взносов производятся в следующем порядке: 

суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября налогового периода, не позднее 10 ноября текущего налогового периода;  

суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря налогового периода, не позднее 10 апреля налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата социального налога и индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, производится по месту нахождения земельных участков.

 Налоговая отчетность

 Декларация для плательщиков единого земельного налога за предыдущий налоговый период представляется плательщиками единого земельного налога ежегодно, в срок не позднее 31 марта текущего налогового периода. 

  Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 % от месячного расчетного показателя за каждого работника, а также главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии в размере 5%. При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.

АПРЕЛЬ 

Отчетность

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

Законодательное обоснование отчетности или платежа

1

Налоговая декларация

Предоставление налоговой декларации по форме 920.00

За 2012 год

ст. 447 НК

 

АПРЕЛЬ 

Отчетность

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

Законодательное обоснование отчетности или платежа

10

СН

Платежи сумм СН, исчисленных с 1 октября по 31 декабря

Октябрь-декабрь 2012 года

пп 2) п. 1 ст. 446 НК

 

НОЯБРЬ 

Отчетность

Дата

Наименование

Пояснение

Отчетный налоговый период

Законодательное обоснование отчетности или платежа

11

СН

Платежи сумм СН, исчисленных с 1 октября по 31 декабря

Январь-октябрь 2013 года

пп 2) п. 1 ст. 446 НК

 

Для применения специального налогового режима налогоплательщик ежегодно, в срок не позднее 20 февраля, представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка заявление.

Непредставление налогоплательщиком заявления к указанному сроку считается его согласием исчислять и уплачивать налоги и плату за пользование земельными участками в общеустановленном порядке.

Суммы корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на  имущество, налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов. Уменьшение суммы корпоративного подоходного налога применяется также при исчислении сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.

Уплата в бюджет налогов и платы за пользование земельными участками и представление налоговой отчетности по ним производятся в общеустановленном порядке.

Сроки представления  налоговой отчетности установлены Налоговым кодексом.  Ликвидационная налоговая отчетность представляется:

индивидуальными предпринимателями в течение 1-го месяца со дня принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности – составленная с начала налогового периода до дня прекращения деятельности;

юридическими лицами в течение 3 рабочих дней со дня утверждения передаточного акта, разделительного или ликвидационного баланса – составленная с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации.